Страницы

понедельник, 20 апреля 2020 г.

Подготовка к ЕГЭ по литературе для 11А на 24.04.2020.
Ответы присылать на почту: utarbaeva.vera@mail.ru

1. Задание 1 № 
Вставьте вместо пропусков (1) и (2) название реки, о которой идет речь в отрывке (слово запишите в именительном падеже).

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами. Кругом, разумеется, раздавался смех.
— И за дело!
— Выжига какая-нибудь.
— Известно, пьяным представится да нарочно и лезет под колеса; а ты за него отвечай.
— Тем промышляют, почтенный, тем промышляют...
Но в ту минуту, как он стоял у перил и все еще бессмысленно и злобно смотрел вслед удалявшейся коляске, потирая спину, вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь. «Прими, батюшка, ради Христа». Он взял и они прошли мимо. Денег двугривенный. По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице, а подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута, который их разжалобил.
Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к (1)________, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на (2)_________ так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Боль от кнута утихла, и (3)_____________ забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо. Когда он ходил в университет, то обыкновенно, — чаще всего, возвращаясь домой, — случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина... Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее. Теперь вдруг резко вспомнил он про эти прежние свои вопросы и недоумения, показалось ему, что не нечаянно он вспомнил теперь про них. Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде, как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался... еще так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и все, все... Казалось, он улетал куда-то вверх, и все исчезало в глазах его... Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в кулаке своем зажатый двугривенный. Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
2. Задание 2 № 
Вставьте вместо пропуска (3) фамилию героя, о котором идет речь в отрывке.

3. Задание 3 № 
Какое событие отделило героя от «прежнего прошлого»? (ответьте одним словом)

4. Задание 4 № 
Как называется описание внешнего по отношению к герою незамкнутого пространства: природы, города и т. п.?

5. Задание 5 № 
Установите соответствие между тремя персонажами романа и их «взаимоотношениями» с Петербургом. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИИХ «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ» С ПЕТЕРБУРГОМ
А) Мармеладов
Б) Лужин
В) Свидригайлов
1) имеет свежий, не петербургский цвет лица
2) будет задавлен каретой на улицах Петербурга
3) имеет собственную квартиру в Петербурге
4) рассматривает Петербург как место, где можно сделать хорошую карьеру

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
AБВ

6. Задание 6 № 
Как называется соположение контрастных слов, понятий, образов, с которым мы встречаемся, например, в таких фрагментах: «даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли», «в какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое... казалось, он улетал куда-то вверх»?

7. Задание 7 № 
На каком художественном приеме строится последнее предложение отрывка?

8. Задание 8 № 
Как в данном эпизоде намечается основной конфликт произведения?

9. Задание 9 № 
В каких произведениях русской классики звучит тема нравственного поиска, и как этих произведения можно сопоставить с романом «Преступление и наказание»?

10. Задание 10 №
Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать. 

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в-той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
С. А. Есенин, 1924
11. Задание 11 №
В стихотворении С. А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приема.

12. Задание 12 № 
В четвертой строфе стихотворения смежные строки имеют одинаковое начало:
Много дум я в тишине продумал, Много
песен про себя сложил,
Как называется эта стилистическая фигура?

13. Задание 13 № 
Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой»)?

14. Задание 14 № 
Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу...» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

15. Задание 15 № 
Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С. А. Есенина?

16. Задание 16 № 
В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?

17. Задание 17 №
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Каков смысл финальных сцен в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
С17.2. В чём особенность звучания любовной темы в поэзии А. А. Фета?
С17.3. Какие черты романтизма присущи рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»?
С17.4. Проблема молодёжи в русской литературе второй половины XX века.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Учитель

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.