Задание по русскому языку для 11а класса на 27.04.20.
тема: Р.Р. Качество речи. "Комплексный анализ текста".
Выполнить комплексный анализ текста.
Выполнить комплексный анализ текста.
Самая главная задача на данном
этапе обучения – хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Какие
умения помогут это сделать? (Определить тему, идею, стиль, тип,
изобразительно-выразительные средства текста. Орфографическая и пунктуационная
грамотность, знание теории, умение написать сочинение-рассуждение на основе
прочитанного текста.) Сформировать все эти умения помогает комплексный анализ
текста. Комплексный анализ текста включает в себя следующие этапы:
·
восприятие
(выразительное чтение, определение темы, основной мысли, типа и стиля речи,
смысла заголовка);
·
анализ
языковых единиц;
·
сравнительный
анализ текстов разных стилей
·
правописание.
1.Орфографическая и пунктуационная
разминка (« по
цепочке»)
Задание
|
Ответ
|
1)таинстве(н,нн)о
|
|
2)бе..молвной
|
|
3)(не)потухшая
ни на минуту
|
|
4)з..ря
|
|
5)зол..тит
|
|
6)остр..конечные
|
|
7)путают?ся
|
|
8)бредёш?
|
|
9)деревя(н,нн)ого
|
|
10)з..мная
|
|
11)пр..открытых
|
|
12)н..плывает
|
|
13)сла..коватый
|
|
14)гореч?
|
|
15)избя(н,нн)ое
|
|
16)тон..нькую
|
|
17)з..глохли
|
|
18)(ядовито)сладкой
|
|
19)(какая)нибудь
|
|
20)(остро)конечные
|
|
21)на
восток..
|
|
22)Не
потухшая ни на минуту _ заря золотит остроконечные пики деревьев.
|
|
23)От
деревянного днища ведра _ поднятого над колодцем _ отделится капля.
|
|
24)Дремлют
в окружии леса _ тёмные,неподвижные.
|
|
25)Заслышав
шаги _ пошевелится под крышей голубь _ и тогда _ медленно кружась( ) пролетит
лёгкое перо.
|
|
26)Вдали
перед нами пестрели _ и цвели луга _ и нивы золотые.
|
|
27)Тихо,
так тихо _ что слышно _ как вздыхает черёмуха.
|
|
28)Ветер
выл _ толкал меня _ то в спину _ то в грудь.
|
|
29)Около
изб не видно было _ ни людей _ ни деревьев.
|
|
30)Берёзы
_ и осины _ и липы _ и клёны _ уже стояли зелёными.
|
- Какие орфограммы и пунктограммы
вызвали затруднение? Обведите кружочком это задание.
2. Работа с текстом.
Перед вами отрывок из романа “Братья
и сестры” Ф.А. Абрамова. Прочитайте выразительно.
Текст 1.
И день не
день, и ночь не ночь…
Таинственно,
призрачно небо над безмолвной землёй. Дремлют в окружии леса – темные,
неподвижные. Не потухшая ни на минуту заря золотит их остроконечные пики на
востоке.
Сон и явь
путаются на глазах. Бредёшь по селению -
и дома и деревья будто тают и зыбятся слегка, да и сам вдруг перестаёшь
ощущать тяжесть собственного тела, и тебе уже кажется, что ты не идёшь, а
плывёшь над притихшей деревней… Тихо, так тихо, что слышно, как, осыпаясь белым
цветом, вздыхает черёмуха. От деревянного днища ведра, поднятого над колодцем,
отделится нехотя капля воды – гулким эхом откликнется земная глубь.
Из
приоткрытых хлевов наплывает сладковатый запах молока, горечь солнца излучает
избяное дерево, нагретое за день. И ещё: заслышав шаги, пошевелится под крышей
голубь, воркнув спросонья, и тогда, медленно кружась, пролетит лёгкое перо,
оставляя за собой в воздухе тоненькую струйку гнездовьего тепла.
Заглохли,
притихли крикливые запахи дня. Уже не разит смолищей от сосен, не тянет с луга
ядовито-сладкой сивериской, от которой дохнет скотина. Зато все тончайшие
запахи разнотравья, которые теряются днем, невидимым парком наплывают с поля. И
какая-нибудь маленькая, неприметная, стыдливо спрятавшаяся в лопухах травка,
для которой и званья-то не нашлось у людей, вдруг радует таким непередаваемым
ароматом, что томительно и сладко заноет сердце.
Белая ночь…
Ф.А Абрамов
Понравилось чтение?
Что вам известно об авторе этого текста?
Определите его тему и основную мысль. Подумайте над вариантами названия.
Какой тип речи использует автор, чтобы воспеть северные белые ночи?
Чтобы определить, к какому стилю речи принадлежит данный текст, проведите небольшое исследование. Сравните два текста. Заполните таблицу.
Текст 2
Бе́лые но́чи — это ночи,
в течение которых естественная освещённость так
и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Явление наблюдается в умеренных и высоких широтах
перед летним солнцестоянием и
после него.
Наиболее известными российскими городами,
где, как принято считать, наблюдаются белые ночи, являются Санкт-Петербург, Череповец, Вологда,Петрозаводск, Архангельск, Северодвинск и другие.
Название стиля
|
Текст 1
|
Текст 2
|
Цель (зачем?)
|
||
Ведущая стилевая черта
|
||
Языковые средства
|
||
Сфера применения
|
||
Жанры
|
Вывод исследования. Перед нами текст художественного стиля. Назовите его основные признаки?
3.Какие ещё средства выразительности использовал Фёдор Александрович? Какие
функции они выполняют?
а)Эпитеты в) Цветопись
б) Эмоционально-оценочные слова г) Звукопись
Инверсия (во 2 предложении поменяйте
слова местами. Что произошло?)
Метафоры
В тексте есть слово ЗЫБЯТСЯ («… и дома и деревья будто тают и зыбятся слегка…»). Объясните
лексическое значение этого слова, используя толковый словарь. Почему зыбятся, а не колеблются, волнуются?
- С помощью какого приёма достигается завершённость текста? ( )
Вывод . Как видите,
для комплексного анализа подбирается текст такого автора, у которого есть чему
поучиться. Классический текст – единое целое, где каждый элемент на своем месте.
4) Творческая работа (5-10 предложений).
Опишите в художественном стиле какое-нибудь природное явление.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Учитель
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.