Страницы

воскресенье, 26 апреля 2020 г.

Задание по русскому языку для 11а класса на 27.04.20.
 тема: Р.Р. Качество речи. "Комплексный анализ текста".
Выполнить комплексный анализ текста.
Самая главная задача на данном этапе обучения – хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Какие умения помогут это сделать? (Определить тему, идею, стиль, тип, изобразительно-выразительные средства текста. Орфографическая и пунктуационная грамотность, знание теории, умение написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.) Сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста включает в себя следующие этапы:
·         восприятие (выразительное чтение, определение темы, основной мысли, типа и стиля речи, смысла заголовка);
·         анализ языковых единиц;
·         сравнительный анализ текстов разных стилей
·         правописание.
1.Орфографическая и пунктуационная разминка (« по цепочке»)
Задание
Ответ
1)таинстве(н,нн)о

2)бе..молвной

3)(не)потухшая ни на минуту

4)з..ря

5)зол..тит

6)остр..конечные

7)путают?ся

8)бредёш?

9)деревя(н,нн)ого

10)з..мная

11)пр..открытых

12)н..плывает

13)сла..коватый

14)гореч?

15)избя(н,нн)ое

16)тон..нькую

17)з..глохли

18)(ядовито)сладкой

19)(какая)нибудь

20)(остро)конечные

21)на восток..

22)Не потухшая ни на минуту _ заря золотит остроконечные пики деревьев.

23)От деревянного днища ведра _ поднятого над колодцем _ отделится капля.

24)Дремлют в окружии леса _ тёмные,неподвижные.

25)Заслышав шаги _ пошевелится под крышей голубь _ и тогда _ медленно кружась( ) пролетит лёгкое перо.

26)Вдали перед нами пестрели _ и цвели луга _ и нивы золотые.

27)Тихо, так тихо _ что слышно _ как вздыхает черёмуха.

28)Ветер выл _ толкал меня _ то в спину _ то в грудь.

29)Около изб не видно было _ ни людей _ ни деревьев.

30)Берёзы _ и осины _ и липы _ и клёны _ уже стояли зелёными.

Какие орфограммы и пунктограммы вызвали затруднение? Обведите кружочком это задание.
2. Работа с текстом.
Перед вами отрывок из романа “Братья и сестры” Ф.А. Абрамова. Прочитайте   выразительно.
Текст 1.
И день не день, и ночь не ночь…
Таинственно, призрачно небо над безмолвной землёй. Дремлют в окружии леса – темные, неподвижные. Не потухшая ни на минуту заря золотит их остроконечные пики на востоке.
Сон и явь путаются на глазах. Бредёшь по селению -  и дома и деревья будто тают и зыбятся слегка, да и сам вдруг перестаёшь ощущать тяжесть собственного тела, и тебе уже кажется, что ты не идёшь, а плывёшь над притихшей деревней… Тихо, так тихо, что слышно, как, осыпаясь белым цветом, вздыхает черёмуха. От деревянного днища ведра, поднятого над колодцем, отделится нехотя капля воды – гулким эхом откликнется земная глубь.
Из приоткрытых хлевов наплывает сладковатый запах молока, горечь солнца излучает избяное дерево, нагретое за день. И ещё: заслышав шаги, пошевелится под крышей голубь, воркнув спросонья, и тогда, медленно кружась, пролетит лёгкое перо, оставляя за собой в воздухе тоненькую струйку гнездовьего тепла.
Заглохли, притихли крикливые запахи дня. Уже не разит смолищей от сосен, не тянет с луга ядовито-сладкой сивериской, от которой дохнет скотина. Зато все тончайшие запахи разнотравья, которые теряются днем, невидимым парком наплывают с поля. И какая-нибудь маленькая, неприметная, стыдливо спрятавшаяся в лопухах травка, для которой и званья-то не нашлось у людей, вдруг радует таким непередаваемым ароматом, что томительно и сладко заноет сердце.
Белая ночь…
                                                                              Ф.А Абрамов
Понравилось чтение?
Что вам известно об авторе этого текста? 
Определите его тему и основную мысль. Подумайте над вариантами названия.
Какой тип речи использует автор, чтобы воспеть северные белые ночи? 
Чтобы определить, к какому стилю речи принадлежит данный текст, проведите небольшое исследование. Сравните два текста. Заполните таблицу.
Текст 2
Бе́лые но́чи — это ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Явление наблюдается в умеренных и высоких широтах перед летним солнцестоянием и после него.
Наиболее известными российскими городами, где, как принято считать, наблюдаются белые ночи, являются Санкт-Петербург, Череповец, Вологда,ПетрозаводскАрхангельск, Северодвинск и другие.

Название стиля

Текст 1
Текст 2
Цель (зачем?)



Ведущая стилевая черта



Языковые средства



Сфера применения



Жанры



Вывод исследования. Перед нами текст художественного стиля. Назовите его основные признаки?
3.Какие ещё средства выразительности использовал Фёдор Александрович? Какие функции они выполняют?
                          а)Эпитеты                                                в) Цветопись
                      б) Эмоционально-оценочные слова       г) Звукопись
Инверсия (во 2 предложении поменяйте слова местами. Что произошло?)
Метафоры
В тексте есть слово ЗЫБЯТСЯ («… и дома и деревья будто тают и зыбятся слегка…»). Объясните лексическое значение этого слова, используя толковый словарь. Почему зыбятся, а не колеблются, волнуются?
- С помощью какого приёма достигается завершённость текста? (                                   )
Вывод . Как видите, для комплексного анализа подбирается текст такого автора, у которого есть чему поучиться. Классический текст – единое целое, где каждый элемент на своем месте.

 4)  Творческая работа (5-10 предложений).
Опишите в художественном стиле какое-нибудь природное явление. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Учитель

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.